Общие вопросы

Как заряжать аккумулятор – советы от производителя АКБ

Как правильно зарядить аккумулятор

Где именно заряжать аккумулятор – большого значения не имеет. Для начала полностью очистите батарею от пыли и грязи, аккуратно снимите клеммы. Осмотрите аккумулятор на течь, «выкипание», механические повреждения. Наденьте химически стойкие перчатки и откройте (если позволяет конструкция) пробки. Аккуратно осмотрите содержимое каждой банки, оцените уровень электролита в каждой из них. Особое внимание обратите на цвет и прозрачность электролита – он должен быть полностью прозрачен.

На практике автомобилисты, как правило, используют три метода зарядки. Первый – постоянным напряжением, второй – постоянным током, третий — комбинированный. Влияние этих методов на батарею практически не различается.

Заряд свинцовых аккумуляторных батарей необходимо производить от источника постоянного (выпрямленного) тока. Можно использовать любые выпрямители, допускающие регулировку зарядного тока или напряжения. При этом зарядное устройство, предназначенное для заряда одной 12-вольтовой батареи, должно обеспечить возможность увеличения зарядного напряжения до 16,0-16,5 В, поскольку в противном случае полностью зарядить современную необслуживаемую аккумуляторную батарею (до 100% ее фактической емкости) не получится.

Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяют с положительным выводом батареи, а отрицательный – с отрицательным.

В практике эксплуатации пользуются, как правило, одним из двух методов заряда батареи: заряд при постоянстве тока или заряд при постоянстве напряжения. Оба метода равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи. При выборе зарядного устройства следует руководствоваться информацией, приведенной ниже.

Метод постоянного напряжения

При заряде этим методом степень заряженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В полностью разряженная 12-вольтовая батарея зарядится на 75-85%, при напряжении 15 В – на 85-90%, а при напряжении 16 В – на 95-97%. Полностью зарядить разряженную батарею в течение 20-24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3-16,4 В.

В первый момент включения тока его величина может достигать 40-50 А и более, в зависимости от внутреннего сопротивления (емкости) и глубины разряда батареи. Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда.

По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме. Ошибочно критерием окончания заряда считают достижение напряжения 14,4 ±0,1 В на выводах батареи. При этом, как правило, загорается зеленый сигнал, служащий индикатором достижения данного конечного напряжения, т.е. окончания заряда. Однако, для удовлетворительного (на 90-95%) заряда современных необслуживаемых АКБ с помощью подобных зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4-14,5 В, потребуется около суток. В общем, время заряда батарей зависит от степени разряженности батареи и ее технического состояния.

Метод постоянного тока

Заряд аккумулятора производится при постоянной величине зарядного тока, равной 0,1 С20 (0,1 от номинальной емкости при 20-часовом режиме заряда). Это значит, что для батареи емкостью 60 Ач ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания постоянства тока в течение всего процесса заряда необходимо регулирующее устройство.

Недостаток такого способа – необходимость постоянного (каждые 1-2 часа) контроля и регулирования зарядного тока, а также обильное выделение газа в конце заряда.

Для снижения количества выделяемого газа и повышения степени заряженности батареи целесообразно ступенчатое снижение силы тока по мере увеличения зарядного напряжения. Это значит, что когда напряжение достигнет 14,4 В, зарядный ток следует уменьшить в два раза (3 А для батареи емкостью 60Ач) и при таком токе продолжают заряд до начала выделения газов. При заряде современных аккумуляторов, у которых отверстия для доливки воды отсутствуют, целесообразно при увеличении зарядного напряжения до 15 В еще раз уменьшить ток в два раза (1,5 А для батарей емкостью 60Ач).

Батарея считается полностью заряженной, когда ток и напряжение при заряде сохраняются без изменений в течение 1-2 часов. Для современных необслуживаемых батарей такое состояние наступает при напряжении 16,3-16,4 В в зависимости от состава сплавов решеток и чистоты электролита (при его рекомендованном уровне).

Комбинированный метод

Большинство выпускаемых в настоящее время зарядных устройств основываются именно на этом методе. Сначала идет заряд постоянным током, а заканчивается постоянным напряжением. Нужно сказать, что такие устройства полностью автоматизированы, и не требуют человеческого участия. Вплоть до того, что при полной зарядке аккумуляторной батареи, они сами выключаются.

Независимо от метода заряда необходимо периодически контролировать температуру электролита. Не допускайте перегревания электролита выше 45° С. В противном случае заряд батареи необходимо прервать до снижения температуры электролита до 30-35° С.

Заряд батареи на автомобиле

При эксплуатации АКБ на автомобиле ее заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,1±0,2 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Поэтому АКБ на автомобиле не может восстановить свою емкость после глубокого разряда. Зимой степень заряженности батареи – 70-75%, если напряжение на клеммах 13,9-14,4 В. Поэтому зимой (при низких температурах, частых и длительных пусках холодного двигателя и коротких пробегах) целесообразно периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства при положительной температуре.

Что нужно знать, чтобы выбрать правильный аккумулятор?

1.     Чтобы процесс выбора АКБ происходил максимально легко и осознанно, перед тем, как пойти в  магазин, уточните, какая аккумуляторная батарея рекомендована именно для Вашей машины. Это могут быть рекомендации автопроизводителя или известного производителя аккумуляторных батарей;

2.     Определите размеры ниши, которая предусмотрена для аккумулятора – аккумулятор должен подходить по размерам;

3.     Определите тип полярности аккумулятора в своем автомобиле. Для этого достаточно посмотреть, где находится плюсовая клемма у старой батареи;

4.     Определите необходимую емкость батареи и пускового тока. Так, на сайте Национальной Аккумуляторной Корпорации “ISTA” есть возможность подобрать АКБ, учитывая параметры и особенности электропотребления машины http://ista.com.ua/calculator. Также учитывайте электрическую оснащенность Вашего авто. Т.е. если на нем установлены сигнализация, кондиционер, аудиосистема, то емкость аккумуляторной батареи может быть на 5-10 А-ч больше, чем предложенна в подборе;

5.     При выборе аккумулятора обращайте внимание на внешний вид продукции и этикетку. На этикетке обязательно должна быть указана техническая информация: номер батареи, полярность, технические характеристики (емкость, напряжение на клеммах, пусковой ток и др.), штрих код, а также указан производитель и технология изготовления.

6.     При выборе автомобильного аккумулятора немаловажным фактором, на который следует обращать внимание, являются условия эксплуатации машины. Так, если Вы планируете ездить зимой даже в сильные морозы, отдавайте предпочтение батареям с емкостью на 5-10 А-ч большей, чем рекомендовано производителем АКБ;

7.     Если Вы преимущественно ездите по бездорожью, тогда при выборе автомобильного аккумулятора отдайте предпочтение батарее, у которой пластины одной полярности завернуты в уплотненный конверт-сепаратор для повышения устойчивости к вибрациям. 

ЧАО "ИСТА-Центр"
49051, Украина, Днепропетровск,
ул. Курсантская, 30
Тел.: +380 (56) 790 75 26,
Факс: +380 (56) 790 75 45,
E-mail: ista@nac-ista.dp.ua

ООО ДОЗ "энергоавтоматика"
49127, Украина, Днепропетровск,
ул. Базовая, 2
Тел.: +380 (56) 722 00 50,
Факс: +380 (562) 36 67 89
E-mail: doz@nac-ista.dp.ua

Торговый дом "ISTA"
04176, Украина, Киев,
ул. Электриков, 29 А
Тел./факс: +380 (44) 351 7 351,
351 7 353
E-mail: office@td-ista.com